Экономическая биология // Скажи, какого ты роста, и я скажу, кто ты
Борис Миронов (Петербург - Мюнхен - Петербург)
Об экономическом развитии страны можно судить по росту ВВП, а можно - по росту человека. Второй способ часто бывает даже нагляднее.
Дорастем ли до шведов?
Тридцать лет назад на границе экономики, биологии, медицины и физической антропологии родилось новое направление в науке, которое стало называться экономической биологией человека. Как экономика влияет на физическое развитие человека, его рост, вес, половое созревание, заболеваемость и как по антропометрическим данным (прежде всего, по росту) можно оценить биологический статус и благосостояние населения - вот что, в первую очередь, интересует представителей данного направления.
Экономисты выяснили, что средний рост людей в любой стране примерно на 67-77% определяется ВВП на душу населения. Почему? Потому, как доказали биологи, что условия жизни оказывают решающее воздействие на изменение роста во времени и пространстве. Проведу аналогию. Из семени пшеницы при любом уходе не вырастить арбуз, и никогда одно зерно не будет весить килограмм. Но при посредственном уходе можно собрать тонну пшеницы с гектара, при среднем - 2 тонны, при идеальном - 5 тонн.
Средний рост современного 20-летнего петербуржца равен 178 см, а петербуженки - 166 см. Если создать в Петербурге условия жизни, как в Швеции или Норвегии, то рост мужчин постепенно увеличится до 185-186 см, а женщин - до 173-174 см.
В докладах на 2-й Международной конференции по экономической биологии человека, проходившей в июне в Мюнхене, было приведено много новой информации на этот счет.
Как живем, так и растем
Россия, Москва. Рост московских школьников в последние 15-20 лет не изменился. Это говорит о стагнации биологического статуса населения даже в Москве, которая, по средним душевым доходам, в 3 раза превосходит остальную Россию. Соответствующие сведения о провинции, к сожалению, не приводились. Зато были сравнительные данные о детях из обычных и привилегированных школ. Они показали, что "обычные" уступали в росте, весе и скорости полового созревания "привилегированным" - свидетельство усиления социально-экономического неравенства в обществе.
Возможно, в российской провинции дела идут как в Армении, о чем поведал коллега из Еревана. В Армении физическое развитие детей в 1980-2000 гг. замедлилось, их рост уменьшился, а возраст наступления менархе у армянских девочек увеличился на 4 месяца (с 13,1 до 13,4 года), что говорит о снижении биологического статуса и понижении благосостояния.
США. До середины XX в. американцы были самыми высокими в мире - на 3-9 см выше европейцев из западных стран. Сегодня же голландцы, шведы и норвежцы, а также датчане, британцы и немцы имеют 184-186 см. Они на 3-7 см выше американцев, хотя, как и прежде, ВВП на душу населения в США выше. Причины: в Европе меньшее социальное неравенство, совершеннее система социального обеспечения, большая социальная безопасность, лучшая экология, меньшие трудовые нагрузки и продолжительнее и качественнее отдых.
Чехия. За последние 100 лет рост 20-летних мужчин увеличился на 11 см: со 168 до 179 см, а женщин - на 6 см: со 160 до 166 см. Прибавка в росте - следствие серьезного общего повышения уровня жизни, а увеличение разницы в росте мужчин и женщин с 8 до 13 см - показатель гендерной дискриминации или наличия преимуществ у мужчин сравнительно с женщинами.
Португалия. Рост современных молодых португальцев равняется 172 см - на 9 см больше, чем в 1900 г. Однако это на 4-6 см меньше, чем у современных российских новобранцев. В чем дело? Причина в том, что еще в 1989 г. валовой национальный продукт на душу населения в Португалии был в 2,1 раза ниже, чем в СССР, и только в результате кризиса в России и экономического подъема Португалии 1990-х гг. последняя нас обогнала.
Мексика. Рост 20-летних мужчин в 1740-1960 гг. колебался в границах 162-164 см, составляя в среднем 163 см. При этом рост у темнокожего населения уменьшался, у белого - повышался. Это говорит об усилении неравенства в качестве жизни и стагнации общего благосостояния населения. В 1960-1980-е гг. мексиканцы достигли 165 см, что свидетельствует о медленном повышении уровня жизни.
Аргентина. С конца XIX в. по 1950-е гг. рост населения увеличился всего на 1 см - со 170 до 171 см, а к концу ХХ в. - на 3-4 см. Значит, качество жизни в первой половине ХХ в. мало изменилось, а в послевоенное время - существенно.
Кореец корейцу рознь
Индия. В 1910-2000 гг. рост мужчин оставался неизменным - 164 см, зато у женщин он увеличился на 2 см - со 151 до 153 см, благодаря чему разница в росте сократилась с 13 до 11 см. Можно говорить о стагнации материального положения населения в целом и о повышении биологического статуса женщин. Последнее произошло благодаря снижению рождаемости. Обнаружена значительная (4 см) разница в росте населения между регионами - свидетельство большой географической дифференциации в уровне жизни.
Корея. До провозглашения КНДР в 1948 г. рост населения, проживавшего на Юге и Севере, не различался - 165 см у мужчин и 154 см у женщин. Но постепенно стал появляться разрыв в пользу Юга, и в 1999-2003 гг. он достиг у 20-летних мужчин 6 см, у женщин - 7 см. Современные северокорейские мужчины и женщины имеют тот же рост, что и 50 лет назад, - 165 и 154 см, в то время как южнокорейцы - 171 и 161 см. Также сильно уступают северокорейские дети своим южным сверстникам по всем антропометрическим параметрам - росту, весу, силе и т.д.
Хорошо известно тяжелое положение Северной Кореи и рывок Южной Кореи, которая за 30 лет ХХ в. по экономическим показателям приблизилась к странам ЕЭС, превратившись из развивающейся в развитую страну. По ВВП на душу населения Южная Корея превосходит Северную, по меньше мере, в 5,2 раза, по детской смертности - в 3,2 раза; большой разрыв существует и по всем другим показателям.
Япония. В течение 300 лет, XVII-XIX вв., рост японцев был стабильным: мужчины - 156-157 см, женщины - 144-145 см. В ХХ в. начались изменения. Но если в первой половине ХХ в. мужчины выросли на 3 см, то во второй половине ХХ в. - на 12 см, достигнув 172 см и сравнявшись с португальцами. Рост женщины за весь ХХ в. увеличился также на 15 см и составил к 2000 г. 160 см. В индустриальных районах прибавка роста была на 2 см больше, чем в аграрных, что находилось в полном соответствии со степенью повышения доходов и улучшения питания.
Как и в Европе, повышение биологического статуса в Японии сопровождалось понижением возраста наступления полной физической зрелости, что особенно хорошо заметно у женщин по возрасту наступления менархе - в ХХ в. у японок он понизился с 14,7 до 12,5 лет - на 2,5 года. Огромный экономический рывок после Второй мировой войны позволил японцам сравняться по росту с южнокорейцами, которым они в начале ХХ в. серьезно уступали - 3-4 см. Таким образом, антропометрия нагляднее любых других показателей подтверждает беспрецедентные успехи японцев в повышении биологического статуса в ХХ в.
Россияне были и остаются выше японцев, хотя разрыв сильно сократился: в начале ХХ в. японцы уступали русским 10 см, сейчас - 5-6 см. В чем дело? Причина в том, что, в соответствии с традициями и из-за высоких цен на продовольствие, японцы, несмотря на большие доходы, до сих пор едят намного меньше россиян, за исключением рыбы, яиц, овощей и фруктов, а в XVII - начале XX в. в переводе на калории они потребляли, по крайней мере, на треть меньше.
Особенно мало потребляют японцы масла и жиров - в 10 раз меньше россиян, сахара - в 2,2 раза меньше, молочных продуктов - в 5 раз меньше (данные на 1980-е гг.). Существенно, что японцы употребляют мало мяса - главного источника животного белка, необходимого для увеличения роста. При этом работают они больше, чем русские. Меньшая калорийность пищи и, соответственно, меньшее получение энергии от питания при большем ее расходе на работу остаются главными факторами, которые определяют разницу в росте между японцами и россиянами.
Вьетнам. В конце XIX в. вьетнамцы были на 1-2 см выше японцев, накануне Второй мировой войны они с ними сравнялись, а в конце ХХ в. уступили несколько сантиметров. Вьетнамцы в начале ХХ в. были всего на 2 см ниже корейцев, сейчас они выше северокорейцев, но намного ниже южнокорейцев.
Китай. Накануне Второй мировой войны китайцы отличались довольно высоким ростом - 168 см у мужчин и 158 см у женщин - и были существенно выше японцев, вьетнамцев, корейцев и индийцев - на 5-8 см. Значит, по биологическому статусу китайцы намного превосходили своих соседей. Распространенное представление, что китайцы могут хорошо работать, довольствуясь горстью риса, не соответствует действительности.
Во время войны рост китайцев уменьшился, с ее окончанием стал повышаться. После провозглашения КНР в 1950 г. тенденция сохранилась, но была прервана в годы великого скачка 1957-1961 гг., затем вновь возобновилась. В целом достижения в области повышения качества жизни пока скромные - рост современных 20-летних китайцев, родившихся в начале 1980-х гг., 170 см, китаянок - 160 см. Прибавка за 50 лет - всего 2 см, в то время как у южнокорейцев - 6 см, а у японцев - 12 см. Однако следует учесть, что рыночные реформы в Китае начались в 1979 г. и прошло слишком мало времени, чтобы они могли существенно повлиять на биологический статус населения. Сравнение роста и веса детей, рожденных до и после 1979 г., приводит к выводу, что китайские реформы благотворно сказываются на благосостоянии, а быстрый экономический рост идет на пользу биологическому статусу населения.